Про апантаных велофриков, ГАИ, МВО и ПДД.

Веломанифест - 2013 получился програмным и сегодня не потерял своей актуальности. В тексте ниже хочу дополнить его более конкретными пунктами.

Почему сейчас?

Уже ставшее привычным летнее велообострение “нужно менять правила дорожного движения” сменяется легким развлечением к осени в виде “дня без автомобиля”, зимой велотемой мыслят лишь бесстрашные и апантаныя фрики, весной немного прогрева на “день земли”, и спектакль начинается вновь. Сколько ещё поворотов Солнца будем ждать?

В этом тексте мне важно очертить “объём работы”, не касаясь каждого спорного пункта ППД (это сделано здесь). Кого не испугает этот объём работы, значит, с тем можно начинать действовать.


И так. Веловижение - это хроническое меньшинство. Очень простой тест. Посмотрите вокруг. Сколько на улице велосипедистов, когда температура падает ниже 15 градусов? Это то количество велосипедистов, которые воспринимают велосипед как транспорт. Точнее, у них есть поведенческий стержень, только он может быть ядром в изменении “правил”. Для остальных “велосипед” - это отдых, развлечение. Не серъёзно.

Температура ниже 15 градусов в Беларуси длится более чем полгода (7-8 месяцев). Даже в летний период велосипедисты - это меньшинство, а более полугода - это лишь случайные участники, но не устойчивый игрок дорожного движения. На эффективную мобилизацию остаётся около 2х весенне-летних месяца, перед тем, как люди не покинули города на летние каникулы. Потом осень и другие проблемы.

Есть интересы других сообществ. И это, пожалуй, самое весомое. Автомобилисты - то самое подавляющее большинство, которое “тянет” экономику. Я чётко понимаю, что экономика определяет политику, если автотранспорт является “движущей” силой, то интересы его владельцев будут блюсти по умолчанию, т.к. они обеспечивают безопасность вообще, а не только на дорогах, кстати и безопасность дорог тоже. Артикуляция к экологии и безбарьерной среде ничего не стоит, когда экономика дышит на ладан. Другими словами ключ к этой теме будет найден через изменение правил в экономике и соотвественно структуре создания, распределения и потребления ВВП.

Велодвижение плохо организовано. Меньшинство может “побеждать” большинство только, если оно лучше организовано, образовано и имеет ясную стратегию решения вопроса. Побеждать - это значит навязывать свой интерес. Не стоит удивляться, в обществе меншинство всегда навязывает свои интересы - только это называют другими словами (например, законом, национальным интересом, трудностью времени, “балансом”, “толерантностью” и т.п.)  

В следующем тексте я напишу мысли, почему не может быть никакого баланса интересов и что невозможно творить добро, никого при этом не задевая.

Сегодня от велоактивистов предлагается спонтанная пилюля, экзотика вроде проехаться с чиновником на велосипеде с надеждой вызвать его праведное велоповедение, или, например, выслать “письмо-просилку” в горисполком, ГАИ и т.п. Авось учтут. Для демонстрации демократизма власти могут включить 1-2 велоактивиста в какой-либо “консультативный” совет с правом совещательного голоса. Проблемные вопросы можно придавить актуалиями вроде: у автомодилистов есть свои интересы или затроллить праздником города и того хуже “это не проблема, просто соблюдайте правила”. Не стоит забывать национальную черту, что многие беларусы (в тоим числе велосипедисты) всегда найдут 100 и один способ, для того, что бы не делать =)

На сегодня наиболее организованы велосипедисты в Минском ВелоОбществе (МВО), но в тоже время это объединение явлется скорее сообществом/субкультурой, чем организацией способной ставить долгосрочные цели и идти к ним. Очень часто не фокусируется на значимых проблемах, а скорее на велоразвлечениях, отдыхе. Для проверки задайте сами себе вопрос. Знаю ли я интересы каких велосипедистов удалось защитить МВО в прошлом году? Или, гораздо более точный. Считают ли другие велосипедисты МВО именно тем местом, где стоит ждать защиты своих прав?

Подведу итог сказанному. Выше приведённые пункты - не пессимизм. Это реальные сложившиеся на сегодня условия. И ПДД нужно менять, и пространство обустраивать. Я постоянно на этом настаиваю. На переделе права и пространства. Но без чёткой стратегии и поступательного движения результата не будет.

Продолжение следует...

О велофриках, ГАИ, ПДД и МВО